“Бэби-спектакли – это картинки в действии”

Интервью с авторами постановок "Гусеница" и "Порт" Верой Соколовой и Алиной Бровиной

2015-12-12 | 29

  • “Бэби-спектакли – это картинки в действии”
  • “Бэби-спектакли – это картинки в действии”
  • “Бэби-спектакли – это картинки в действии”
  • “Бэби-спектакли – это картинки в действии”
  • “Бэби-спектакли – это картинки в действии”
  • “Бэби-спектакли – это картинки в действии”

Молодые художницы Вера Соколова и Алина Бровина, выпускницы экспериментального курса режиссера Евгения Каменьковича и художника Дмитрия Крымова в РАТИ (ГИТИС), успешно оформили уже более двадцати спектаклей в разных городах России. А вот в бэби-театре они не стали ограничиваться оформлением, а выступили в качестве режиссеров. Первой их работой была «Гусеница», которая до сих пор с успехом идет в Домике Фанни Белл. И совсем недавно появился новый спектакль Веры и Алины для самых маленьких – «Порт», красивая, музыкальная, с привкусом легкой грусти история про тигренка и его отважного папу, моряка дальнего плавания.

– Как получилось, что вы, художницы по образованию, начали заниматься бэби-постановками?

Вера: Нас пригласил к себе в театр Андрей Поздняков (директор и продюсер театра «Домик Фанни Белл» – прим. авт.) и предложил сделать спектакль для самых маленьких. Нам показалось, что это может стать интересным опытом.

Честно говоря, процесс создания детского спектакля оказался своеобразной отдушиной. Ведь «взрослый» театр – это такая машина: здесь есть режиссер, который точно знает, чего он хочет, есть четкие задачи для актеров. А чтобы вот так свободно что-то сделать для себя – такое не часто встретишь. Поэтому для нас это не только работа, но и развлечение. Очень приятно создавать что-то для детей: они невероятно благодарные зрители.

Алина: Бэби-спектакли – это картинки в действии. То есть, это в большей степени именно художественная работа, нежели режиссерская. Важно сделать красивые и живые сцены, подобно детской книжке для малышей, в которой много иллюстраций и мало текста.

– Чем вы руководствуетесь, когда придумываете спектакль? Ведь спектакли для самых маленьких – это очень специфическая сфера творчества, требующая не только теоретического, но и практического опыта?

Алина: На самом деле, как мне кажется, мы особо не отличаемся от трехгодовалых детей (смеются). Мы делаем в первую очередь то, что нам самим интересно. По сути, маленький зритель ничем не отличается от большого: как только взрослому становится скучно на детском спектакле, то и ребенок сразу же начинает отвлекаться и терять внимание.

Вера: У наших друзей есть дети, и мы видим, в каком возрасте, как и на что они реагируют. Например, им нравятся какие-то светящиеся штучки или смешные звуки. Мы, естественно, обращаем на это внимание.

 Расскажите, пожалуйста, о спектакле «Порт». Почему именно морская тематика? Что навеяло? Почему именно тема папы?

Алина: Еще во время учебы в ГИТИСе мы почувствовали актуальность и болезненность этой темы. Постоянно всплывал образ ушедшего, уходящего или отсутствующего отца. У меня есть младший брат. И он в свое время в туалете исписал все стены: «папа, я тебя жду», «папа приходи скорее». Даже если папа, например, в семье, то его надо все время, каждый день, ждать с работы. Мама-то практически у всех и всегда рядом постоянно.

Вера: Еще нам очень нравится море. И мы поняли, что порт объединяет в себе много интересных тем. Это целый мир: корабли, краны, механизмы и какие-то звери, и развлечения, и ожидание. Наш главный герой – тигренок – изучает этот мир, знакомится с его обитателями, находит новых друзей.

 В ваших спектаклях идеально подобрано время для интерактива. Он четко регламентирован: не возникает хаоса, спектакль «не разносится». Как вы этого добиваетесь?

Алина: В первую очередь мы ориентируемся на свою реакцию. Если становится скучно -  ты понимаешь, что вот здесь тигренок слишком долго один на сцене, хочется, чтобы он поиграл.

Мы продумываем только фрагменты спектакля, в которых детям было бы интересно поучаствовать, а вот их продолжительность часто определяется самими актерами. Они внимательно наблюдают за зрителями: если малыши зажаты, стесняются, то актеры позволяют им чуть больше, а если дети, наоборот, гиперактивны – ребята их успокаивают. В «Гусенице» были моменты, когда слишком активные дети вырывали главную героиню из рук актеров. В таком случае кто-то из ребят просто кладет руку на плечо ребенку, и он понимает, что надо остановиться. Вообще, это индивидуально и зависит о каждого конкретного спектакля.

Вера: Мы поняли, что не нужно специально провоцировать на действие. Не надо говорить: иди купайся, иди трогай, иди играй. Потому что, если дети хотят, то они все равно это будут делать.

 Под Новый год вы создали праздничную версию спектакля «Порт». Чем она будет отличаться от оригинальной постановки?

Вера: Было много вариантов для изменения спектакля, но в итоге мы пришли к тому, что изменятся только финал и интерактив. В конце будет приплывать папа-Дед Мороз и привозить новогоднюю елку. Такой конец в определенном смысле меняет угол восприятия: это не только ожидание папы, но и ожидание самого праздника, который в итоге случается.

 Есть ли у вас уже какие-то определенные планы на будущее относительно детских спектаклей?

Вера: Нет, сейчас у нас перерыв. Возможно, будем работать в дальнейшем больше с музыкой в спектаклях. Начали мы как раз с «Порта», где у нас есть музыкант, Илья Бородин, и его живая музыка. Нам это интересно. Будем эту тему дальше развивать. И хотелось бы сделать что-то для более старшего возраста.

Автор: Бердичевская Светлана

Смотрите также