«Театр на ладошке. Зима» в Московском театре кукол

«Театр на ладошке. Зима». История о самом первом бэби-спектакле в Москве

2016-02-09 | 8

  • «Театр на ладошке. Зима» в Московском театре кукол
  • «Театр на ладошке. Зима» в Московском театре кукол
  • «Театр на ладошке. Зима» в Московском театре кукол
  • «Театр на ладошке. Зима» в Московском театре кукол
  • «Театр на ладошке. Зима» в Московском театре кукол

В 2013 году режиссёр Юрий Алесин с полным восторгом описывал мне первые опыты Устюговых: «Представляешь, они ставят для детей до 3 лет! И это настоящий театр!» Речь тогда шла именно о первой бэби-постановке в Москве – «Театр на ладошке. Зима» в Московском театре кукол. С тех пор Ольга и Юрий Устюговы выпустили по спектаклю на каждый сезон в МТК, создали собственный Первый театр и даже освоили сцену Театра им. Образцова. Ну а их первая театральная постановка продолжает жить в крохотной комнате на Бауманской.

Всерьёз до этого для малышей никто не ставил. Были некие любительские проекты в жанре плохой анимации, но так чтобы создавать цельную концепцию, сложные декорации, привлекать профессиональных актёров – такого не было. На сезонный спектакль в театр кукол выстраивалась очередь за несколько месяцев, билетов было не достать. Лучше любой рекламы с наполняемостью залов справлялось «сарафанное радио» молодых мам.

Я пошла проведать «Зиму» в январе 2016, спустя 3 года после премьеры. Кроме меня в игровой зоне ожидали начала четверо малышей и шестеро взрослых. Много людей в специально созданном пространстве и не поместилось бы, так что все чувствовали себя очень комфортно. Дети катались с горки и листали книжки, когда к ним вышла актриса Екатерина Нахабцева и предложила поиграть в зиму. Все радостно согласились и отправились в комнату, где, по утверждению актрисы, всегда-всегда живёт именно это время года.

Первый спектакль Устюговых отличает всё то же, что и последующие: интерактивность, видео-проекции, музыка, рисование... «Театр на ладошке. Зима» похож на «Первый снег», но всё же меняет ряд аттракционов. Вместо белки малыши кормят с руки мышку, вместо телевизора с трансляцией фигурного катания тут настоящий маленький каток, лёд на котором можно потрогать. Актёры рисуют морозные узоры белой краской на окне – ну и далее, по мелочам... Всё это, в сущности, не имеет особого значения, потому что на спектакли такого рода ребенок может ходить сколько угодно раз. Сюжет исчерпывается словом «зима», а представление лишь предлагает правила игры.

От ярлыка «анимация» спасают, конечно, не эффектные декорации, а артисты. Евгений Казаков и Екатерина Нахабцева существуют в совершенно особой актёрской манере. Они виртуозно балансируют между импровизационным общением с малышами и сценическим образом, который постоянно держат в уме. Перед нами «мальчик» и «девочка»: чистые, непосредственные, с богатой фантазией... Этих же персонажей вы увидите и в бэби-спектаклях Устюговых «Щелкунчик», «Вода», «Малыш» и др.

Природное обаяние невозможно сыграть, поэтому половину успеха подобных постановок зависит от кастинга. Современный актёр берет за основу собственное «Я» и лишь тонкими штрихами наносит краски образа. Только так рождается та самая «новая искренность». Подлинных людей, а не вымученные маски хочет видеть сегодня театральный зритель, даже если ему пока 2 года. Артисты Устюговых удовлетворяют эту потребность, а потому очередь к ним вряд ли когда-то иссякнет.

 

Посмотреть большой и красивый фотоотчет о спектакле 


Прочитать интервью с художником-постановщиком Ольгой Устюговой

Автор: Солдатова Александра

Смотрите также