Анастасия Орлова о стихах для малышей

Автор сборника «Яблочки-пятки» – о том, как, когда и зачем нужно читать стихи детям

2016-02-29 | 27

Стихотворения и потешки для малышей все мы впитываем буквально с молоком матери. Никто специально не заучивает наизусть строчки «идёт коза рогатая за малыми ребятами», но в нужный момент все обязательно их вспоминают.

Однако даже самое старое и доброе рано или поздно надоедает, и родителям хочется как-то разнообразить репертуар. Почему-то современные авторы совсем не жалуют младенческую аудиторию и пишут стихотворения минимум для дошкольников. Исключение – молодой поэт Анастасия Орлова. В своём сборнике «Яблочки-пятки» ей удалось, продолжив фольклорные традиции, создать новые произведения, которые понравятся и детям и родителям.

– Анастасия, Вы в детстве любили стихи? Какие любимые поэты у вас были?

Так почему-то сложилось, что в раннем детстве я предпочитала стихи прозе. Одной из самых любимых первых книг была «Сказка о царе Салтане». Но дома было очень много стихотворных книг: кроме замечательных Маршака, Чуковского, Барто, Михалкова, в моём детстве были и любимая Эмма Мошковская, и Валентин Берестов, Олег Григорьев, Вадим Левин.

А ещё – журнал «Трамвай». Это был удивительный журнал, который делала замечательная команда во главе с Тимом Собакиным. У «Трамвая» до сих пор масса поклонников, хотя он выпускался всего-то пять лет.

– Начинающему автору очень нелегко найти издательство. Как вы издали свою первую книжку?

Первый мой сборник «Яблочки-пятки» вышел по итогам участия в Фестивале «Молодые писатели вокруг «Детгиза». Это книжка для самых маленьких, даже для новорождённых малышей – со стихами и потешками, которыми можно сопровождать жизнь ребёнка. Оказалось, такой книжки очень не хватало, и читатели ее полюбили.

– Многие считают, что писать книги для маленьких детей очень легко. Всего делов – срифмовать слова. У вас есть какие-то правила – как надо писать, чтобы нравилось детям?

Не устану повторять высказывание, которое приписывают и Горькому, и Чуковскому, и Маршаку: «Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только ещё лучше». И ещё – хорошее детское стихотворение должно нравиться не только детям, но и взрослым.
А вообще – это работа. И весьма ответственная. Само собой очень редко всё складывается от начала и до конца. Но в то же время, и правил никаких нет. Никогда не сможешь угадать, как появится следующее стихотворение.

 

Руководствоваться нужно здравым смыслом. Если есть сомнения – прочтите книгу сами

 

– Как вы считаете, с какого возраста дети начинают воспринимать поэзию? Когда надо читать им стихи?

С рождения. И совсем необязательно читать по книжке. Можно маме (папе, бабушке) выучить и приговаривать, общаясь с младенцем. Он ведь ловит каждое ваше слово. Поглаживая ручки, ножки, животик... Чуть позже можно играть, вызывая на ответную игру – звуковую и тактильную. Это просто.

– Многие дети, вырастая, перестают воспринимать стихи. Почему это происходит и как этого избежать?

Не стоит навязывать детям поэзию, равно как и чтение вообще. Литературу нужно подавать легко и с удовольствием, чтобы это вам самим было интересно. И тогда ребенок, подойдя к классике, уже будет подготовленным читателем и сможет её воспринимать. А может даже и полюбит. И вообще – надо больше и дольше читать вслух.

Расскажите, как проходят ваши встречи с читателями? Легко ли Вам общаться с детьми? О чем они спрашивают "настоящего поэта"?

Я довольно часто встречаюсь с детьми, и с маленькими, и с теми, что постарше. Почти на каждой встрече происходит что-нибудь интересное. Из самых необычных вопросов: настоящие ли у меня волосы и сколько бабочек живёт в мире.

Есть ли книга, которую вы особенно выделяете? С чего Вы посоветуете начать читателю, совсем не знакомому с Вашим творчеством?

 С книги «Яблочки-пятки". Потому что она первая. И потому что она для тех, кто только родился – и далее на вырост. А дальше – "Это грузовик, а это прицеп", и "Мы плывём на лодке", и "Ромашки", и "Обожаю ходить по облакам", и "Речка, речка, где твой дом?" и другие.

 – Сейчас на всё ставят возрастные рекомендации, на книги в том числе. Как вы считаете, нужно руководствоваться ими при выборе книги для ребёнка?

Руководствоваться нужно здравым смыслом. Если есть сомнения – прочтите книгу сами. Вы поймёте готов ли именно ваш малыш к именно этой книге. Никто лучше родителей этого не может знать.

– Многие издательства делают ставку на иллюстрации и уделяют им больше внимания, чем тексту. Вы участвуете в выборе иллюстраторов для ваших книг? У вас есть «свои» художники?

Я не могу сказать, что иллюстрациям уделяют больше внимания. На рынке полным-полно книг с совершенно чудовищным оформлением.
Если издатель думает о том, чтобы книга вышла по-настоящему хорошей, он будет заботиться и о тексте, и об иллюстрациях. Есть очень много замечательных талантливых художников, которых я люблю. И мы с издательствами всегда обсуждаем этот вопрос, чтобы художник и им подходил, и мне был близок по духу.

– Ваши стихотворения вошли в спектакль «Малыш и кот» в театре Маяковского. Как это получилось? Вы специально писали для спектакля?

Нет, это совершенно самостоятельно написанные стихи, которые по большей части входят в книжку «Яблочки-пятки». А с Екатериной Гаевой мы познакомились в лаборатории «Бэбилаб», когда приглашали актёров, режиссёров, писателей, драматургов. Все собирались с идеями для развития нового направления – театр для самых маленьких. И вот результат!

– Вы видели спектакль? Вам понравилось?

Я живу в славном городе Ярославле и мои семейные обстоятельства никак не позволят мне выехать. Но я видела видео! Это очень интересно. Я вижу, что малыши смотрят! И я очень хочу посмотреть.

Вы работаете над чем-то сейчас? Когда малышам ждать новую Вашу книгу?

Я очень надеюсь, что в этом году выйдут книги "Плывёт моя флотилия" и "Маленький-маленький ветер".

Автор: Третьякова Маша

Смотрите также