Элементу игры и интерактива в бэби-спектаклях всегда уделяют особое внимание. Однако в большинстве постановок 0+ игра воспринимается всё же как дополнение к основному действию, призванное дать детям возможность немного "отдохнуть" от истории на сцене. В спектакле "Про малютку улитку", в основу которого легла сказка Джулии Дональдсон "Улитка и кит", всё с точностью до наоборот.
За сюжетом здесь, кажется, не следят даже самые внимательные взрослые, а уж детьми игра завладевает буквально с первых секунд действия. В самом начале спектакля всем зрителям раздают специальные атрибуты роли, которую предстоит здесь играть каждому. Взрослым - бумажные ободки с изображением великанов китов, а малышам - скрученных из крафта малюток улиток, которые плотно "усаживаются" у них вокруг запястий. Перевоплощаясь в героев сказки, дети и родители отправляются в совместное кругосветное путешествие. Малютки улитки, конечно, у "китов" на руках.
Разделения пространства на зрительское и условно сценическое в спектакле "МП Театра" нет совершенно никакого. Даже самой маленькой точки, где актёры могли бы развернуть своё отдельное действие. Здесь вообще призывают забыть о том, что такое своё и чужое. Как действие в спектакле создаётся общими усилиями, так и в каждой новой игре малыша по-своему учат общаться и взаимодействовать с другими. Если дают поводить, "словно за руку, мощные суда", то кораблик надо обязательно передать следующему малышу - иначе он не поплывёт. Если нужно помочь улитке начертить на берегу послание другу киту, то нарисованные детьми "идеи" собирают в общую копилку и развешивают на стене. Поиграв с найденными в море разноцветными рыбками и ракушками, их нужно так же передать другому, а изучив ледяные дали в контейнере с настоящими льдинками, уступить место и перейти к далям песочным.
Искренне вовлекаются в действие не только малыши до 3 лет, на которых, собственно, и рассчитан спектакль. Игрушки, ракушки и льдинки не меньший интерес вызывали и у их старших братьев и сестёр, которые тоже пришли с ними в театр. Конечно, играют они уже по-другому, более осознанно: не просто трогают и перебирают всякие безделушки, а отбирают нужное и сами пробуют сочинять истории. А заодно и ловят на себе внимание младших, которые наблюдают их увлекательную игру.
Собственно текст и сама история отодвигаются на второй, вспомогательный план. Стихотворные зачины сказки ненавязчиво вкрапляются между играми, формируя канву действия. Актриса Анастасия Сиваева использует профессиональные навыки только в нужные моменты: например, когда нужно отвлечь их от изучения сверкающих безделушек, чтобы перейти к следующей сцене.
Педагог Гаянэ Агаян, отвечающая в спектакле за игровое взаимодействие, не упускает из виду ни одну пару "китов" и "улиток". Родителям она потихоньку подсказывает, как правильно привлекать, удерживать и переключать внимание малыша, как с ним взаимодействовать в совместной игре, чтобы он чувствовал ваше участие. А если малыш увлечён изучением диковинных предметов, игрушек, - просит родителей не торопить детей, а позволить им насладиться моментом.
Постановка "Про малютку улитку" - одна из трёх в рамках серии под названием "Сказка, рассказанная мамой". В концепции проекта главное - это как раз активное участие мамы (ну, или папы, конечно же!) в процессе творческого познания мира ребёнком. Причём, не только в театре, но и дома, например, за чтением любой другой сказки, которую родители, освоив элементарные навыки игры, смогут и сами превратить в настоящий спектакль.