Поведение ребенка 2-4 лет иногда ставит родителей в тупик и создает ощущение, что они как-то неправильно воспитывали своего ребенка, раз он такое вытворяет. Знание возрастных особенностей детского развития помогает родителям не впадать в панику, не «кусать локти» и не «хвататься за ремень». Все дело в возрастном кризисе трех лет. Этот кризис развивается у детей в диапазоне между 2 и 4 годами жизни, и пик его, обычно, приходится на возраст 3 года.
Возрастной кризис - явление не обязательное (его может и не быть), но очень желательное. Кризис – это переход от одного этапа психического развития к другому, он означает, что личность ребенка эволюционирует, а не стоит на месте. Поэтому, если он возник, вы можете поставить себе как родителям плюс. Теперь задача его правильно прожить.
В чем суть возрастного кризиса трех лет? Прежде всего в том, что у малыша происходит разрушение старых мотивов – мотивов близости с мамой, потребности в частом контакте с ней. Возникает некоторый мотивационный вакуум: «чего-то хочу, но сам не знаю, чего». Кризис возникает как логическая необходимость перемен – перемен в отношениях с родителями, перемен в средствах взаимодействия с реальностью, перемен в деятельности, которая ведет за собой развитие ребенка. До трех лет такой ведущей деятельностью была предметная игра (как можно больше предметов и действий с ними должны были пройти через игровую деятельность ребенка – и это удовлетворяло его эмоциональные и интеллектуальные потребности). А после трех лет такой ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра со сверстниками.
Каковы признаки кризиса трех лет?
И, наконец, несколько полезных рекомендаций для родителей, которые хотят, чтобы этот возрастной кризис 3 лет состоялся, но прошел быстро и безобидно для всех:
1. Главное лекарство для гармоничного преодоления кризиса – сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок легко и произвольно начинает соблюдать правила, подчиняться требованиям сюжета и роли, правильно взаимодействовать с игровыми партнерами.
2. Использовать сюжетную игру нужно и для проигрывания плохого поведения ребенка, чтобы он мог посмотреть на это со стороны.
3. Важно избегать таких непродуктивных воспитательных стратегий, как «потакание» или «ломка ребенка». Первое порождает закрепление эгоцентрических тенденций в его характере. Второе приводит к сопротивлению или психосоматическим проблемам (тик, энурез, ночные страхи, заикание, невротические движения и приступы агрессии).
4. Полезно вводить такие формы взаимодействия с ребёнком, как: разъяснение своих требований, объяснение причинно-следственных связей («если…, то…»), использование чувства юмора, игровые формы разрядки конфликта.
5. Придумать негативным проявлениям какое-то игровое название – «краказябра», например. Использовать этот образ для обозначения плохого поведения: «опять эта краказябра на тебя напала». Научиться с ней договариваться, ее журить, ее «прогонять» разными воспитательными воздействиями типа «пойдем умоемся холодной водой и она убежит».
6. Давать ребенку больше возможностей для самостоятельных действий и принятия собственных решений.
Главное, что должен вынести из этого кризиса ваш ребенок – это потребность в самостоятельной деятельности. А родители – осознать, что малыш уже подрос и нуждается в новом отношении к себе.