Интерпретация детского рисунка

Ребенок рисует черным цветом: как к этому относиться? Отвечает психолог.

2016-10-13

Обычно у родителей есть некое общее представление о том,  в какой момент надо взволноваться, рассматривая первые рисунки малыша.  Самый распространнный случай: если ребенок рисует черным цветом, мама тут же берется искать у него глубинные причины депрессии. Мы попросили нашего колумниста, психолога Анну Князеву, прокомментировать – так ли страшен черный, как его малюют?

В психологической практике существуют различные способы интерпретации детского рисунка. Но научная психология считает профессионально некорректным поиск однозначных связей между цветом, техникой и содержанием рисунка и эмоциональным состоянием ребенка. Тем более неправильным является вынесение «диагноза» по детским рисункам.

Существуют стадии развития детского рисунка:

1.      Стадия марания (отсутствие формы, случайный выбор цвета)  - до 2 лет.

2.      Стадия примитивных изображений, (нечеткие формы или вовсе бесформенные изображения, которые, тем не менее, называются самим ребенком: «это машина»…) – от 2 до 3 лет.

3.      Стадия схематического изображения (оформленные шаблонные изображения, попытки изобразить настроение и переживания, цветовые эксперименты)- с 3 лет.

4.      Стадия правдоподобных изображений (появление замысла, техники и композиции рисунка)- после 4 лет.

Зная стадии развития детского рисунка, мы понимаем, стоит ли за выбором цвета и техники рисования осознанный выбор ребенка или это пока знакомство с самим процессом изображения и освоение материалов для рисования.

При анализе детского рисунка обращаются внимание на многие критерии:

·         В каком настроении ребенок садится рисовать, что он говорит, рисуя

·         Как долго малыш занимается рисованием

·         Какие фигуры он рисует сначала, а какие – потом

·         Где расположены фигуры и какого они размера

·         Законченность / незаконченность рисунка

·         Как ребенок относится к своему рисунку

·         Какие цвета выбрал малыш

·         Детали рисунка

·         Что изображено на рисунке

·         Стадии рисунка, которые уже прошел ребенок.

Часто не только родители, но и психологи, ограничивается только анализом цвета рисунка и деталей рисунка. Цветовой выбор ребенка нередко сравнивают с интерпретациями цветового теста Люшера. Например, черный и коричневый цвета интерпретируются как наличие депрессии, а красный – агрессии в состоянии и переживаниях ребенка. Но, ребенок может выбирать коричневый потому, что его любимый плюшевый мишка коричневого цвета,  рисовать черным – потому, что мама любит этот цвет в своей одежде. Темные цвета выглядят ярче на бумаге, и поэтому могут заинтересовать ребенка сильнее светлых тонов.

«Ребенок может рисовать черным, например потому, что мама любит этот цвет в своей одежде»

Размеры фигур на рисунке часто интерпретируются как состояние самооценки: преувеличенно большие фигуры – это эгоцентризм и завышенная самооценка, а маленькие – заниженная самооценка. Но выбор размера фигур может зависеть от очень многих причин: непринятие ребенком формата бумаги (слишком маленького или слишком большого для него), особенное настроение в этот день, целенаправленная попытка рисовать крупно (или мелко) и т.д.

Только на основании бесед с ребенком и наблюдений за его игровой деятельностью можно делать какие-то выводы и по его рисункам. А родители смогут больше узнать о ребенке, если поговорят с ним о том, что он рисует и что происходит между героями его рисунка.

О студиях и кружках Москвы, где можно порисовать вместе с малышом читайте в материале «В КОРОБКЕ С КАРАНДАШАМИ».

Смотрите также