Обычно у родителей есть некое общее представление о том, в какой момент надо взволноваться, рассматривая первые рисунки малыша. Самый распространнный случай: если ребенок рисует черным цветом, мама тут же берется искать у него глубинные причины депрессии. Мы попросили нашего колумниста, психолога Анну Князеву, прокомментировать – так ли страшен черный, как его малюют?
В психологической практике существуют различные способы интерпретации детского рисунка. Но научная психология считает профессионально некорректным поиск однозначных связей между цветом, техникой и содержанием рисунка и эмоциональным состоянием ребенка. Тем более неправильным является вынесение «диагноза» по детским рисункам.
Существуют стадии развития детского рисунка:
1. Стадия марания (отсутствие формы, случайный выбор цвета) - до 2 лет.
2. Стадия примитивных изображений, (нечеткие формы или вовсе бесформенные изображения, которые, тем не менее, называются самим ребенком: «это машина»…) – от 2 до 3 лет.
3. Стадия схематического изображения (оформленные шаблонные изображения, попытки изобразить настроение и переживания, цветовые эксперименты)- с 3 лет.
4. Стадия правдоподобных изображений (появление замысла, техники и композиции рисунка)- после 4 лет.
Зная стадии развития детского рисунка, мы понимаем, стоит ли за выбором цвета и техники рисования осознанный выбор ребенка или это пока знакомство с самим процессом изображения и освоение материалов для рисования.
При анализе детского рисунка обращаются внимание на многие критерии:
· В каком настроении ребенок садится рисовать, что он говорит, рисуя
· Как долго малыш занимается рисованием
· Какие фигуры он рисует сначала, а какие – потом
· Где расположены фигуры и какого они размера
· Законченность / незаконченность рисунка
· Как ребенок относится к своему рисунку
· Какие цвета выбрал малыш
· Детали рисунка
· Что изображено на рисунке
· Стадии рисунка, которые уже прошел ребенок.
Часто не только родители, но и психологи, ограничивается только анализом цвета рисунка и деталей рисунка. Цветовой выбор ребенка нередко сравнивают с интерпретациями цветового теста Люшера. Например, черный и коричневый цвета интерпретируются как наличие депрессии, а красный – агрессии в состоянии и переживаниях ребенка. Но, ребенок может выбирать коричневый потому, что его любимый плюшевый мишка коричневого цвета, рисовать черным – потому, что мама любит этот цвет в своей одежде. Темные цвета выглядят ярче на бумаге, и поэтому могут заинтересовать ребенка сильнее светлых тонов.
Размеры фигур на рисунке часто интерпретируются как состояние самооценки: преувеличенно большие фигуры – это эгоцентризм и завышенная самооценка, а маленькие – заниженная самооценка. Но выбор размера фигур может зависеть от очень многих причин: непринятие ребенком формата бумаги (слишком маленького или слишком большого для него), особенное настроение в этот день, целенаправленная попытка рисовать крупно (или мелко) и т.д.
Только на основании бесед с ребенком и наблюдений за его игровой деятельностью можно делать какие-то выводы и по его рисункам. А родители смогут больше узнать о ребенке, если поговорят с ним о том, что он рисует и что происходит между героями его рисунка.
О студиях и кружках Москвы, где можно порисовать вместе с малышом читайте в материале «В КОРОБКЕ С КАРАНДАШАМИ».