Спектакли для разного возраста значительно отличаются по драматургии. В постановках для самых маленьких конфликта нет вообще, а сюжет обычно – самый простой. Чем "старше" спектакль, тем больше деталей в него включают создатели. В спектаклях 4+ уже много актерской игры, ярко выражена конфликтная часть, характерность персонажей.
Первый театральный опыт – самый важный. От него зависит, как в дальнейшем ребенок будет относиться к театру. Если в полтора года привести его на спектакль 3+, где будет много героев, динамичный сюжет – велика вероятность, что малыш ничего не поймет, напугается, и будет к театру относиться с негативом.
До трех лет расширяется восприятие с шагом в полгода. Сначала ребенок готов воспринимать какую-то маленькую форму: танец, кусок декорации, свет, звук, одного актера. Потом кусочки начинаются складываться, как пирамидка. Сначала малыш воспринял музыку, через полгода он готов одновременно слышать музыку и видеть цвет. Еще через полгода он может дополнительно осознать то, что говорит актер. А уже после трех наступает тот момент, когда многие вещи воспринимаются объемно. Как результат – дети способны видеть в спектакле сюжет.
Спектакли для самых маленьких, которые идут в московских камерных театрах, я бы разделил так. От 1 до 1,5 лет подойдут постановки Первого театра "Вода" и "Первый снег", спектакль Домика Фанни Белл "Гусеница", бэби-балет "Лебединое озеро. Baby version" проекта Baby Lab, а еще – "Шур-шорохи" Маминого Садика Seasons. Спектакли "Порт", "Я делаю мир", "Жизель" - это уже от 1,5 лет. Малышам от 2 лет можно сходить на спектакли "Сновидения" Театра Т, "Щелкунчик" Первого театра.
После 2,5 лет восприятие театра начинает меняться, правда, у всех со своей скоростью. Тут уже не принципиально, 2,5 или 3 года зрителю.
К сожалению, часто режиссеры и продюсеры не до конца осознают категории возраста. Есть, на мой взгляд, спектакли, которые явно для более старших детей, чем они заявлены.
Разитие бэби-театра за последние два года очень продвинулось. Сейчас есть из чего выбрать для каждого возраста. Кроме крупных производителей бэби-спекталей – Первого театра, Домика Фанни Белл, БэбиЛаборатории, – есть еще отдельные проекты детских театров. Например, бэби-постановки есть у театра "Снарк" и Маминого Садика Seasons.
Бэби-спектакли - это не привычный театр, не драматургия. Их основа – или пластика, танец, или художественные образы. То, что называется "пост драма".
Лучшие бэби-спектакли ставят художники. Ольга и Юрий Устюговы, основатели Первого театра - художники. Самые "маленькие" спектакли Домика Фанни Белл тоже создают художники. Еще хорошо воспринимаются пластические спектакли – те же "Шур-шорохи" или "Лебединое озеро". Бэби-спектаклей созданных режиссерами – их, вообщем-то, нет совсем. Не получается – режиссеры никак не могут обойтись без драматургии.
Концентрация на деталях у маленьких детей гораздо выше, чем у детей постарше. Из целой сцены малыш будет воспринимать лишь небольшой кусок. Например, наш спектакль "Мойдодыр" или спектакль "Нотки" творческого объединения "Таратумб". Официально – это спектакли 3+, но и в том и в другом есть множество ярких деталей и мелких форм, на которых и малыши, скажем, 2 или 2,5 лет удерживают внимание. Однако, как только начинается история, сюжет – всё, мы теряем маленьких зрителей.
Пятилетний ребенок не хуже воспримет бэби-спектакль, чем годовалый малыш. Лучше даже - он проведет больше параллелей. Но дело в том, что малышам в компании взрослых детей спектакль будет смотреть некомфортно. Например, спектакль "Домика" "Я делаю мир" имеет верхнюю границу исключительно из этих соображений: мы считаем, так честнее по отношению к самым маленьким зрителям.
Ребенок должен получить удовольствие от спектакля. Задача родителей совсем не в том, чтобы поставить галочку "мой ребенок ходит в театр".
"У детей свой космос", говорит итальянский режиссер бэби-театра Роберто Фрабетти, и он абсолютно прав. Взрослые, родители, даже создатели – никогда не поймут, что малыши в этом спектакле увидели, и что всплывет в их сознании через полгода- год, когда они смогут уже более осмысленно вспоминать. Очень часто дети вспоминают фрагменты спектаклей через долгое время. Плывут облака - ой, мама, а помнишь я облака видела в спектакле.
Главное правило – всегда ориентироваться именно на своего ребенка. Ведь только родители могут предсказать, как малыш воспримет тот или иной спектакль или театр в целом.
Ваш ребенок очень быстро вырастет, и вы всегда успеете сходить на спектакли 4+.