Шоколад от Устюговых

Рецензия на самый пачкучий спектакль для самых маленьких

| 26

Проект Первый театр славится умением находить путь к сердцу самого взыскательного и несговорчивого малыша. На этот раз путь найден ещё и универсальный. Спектакль «Шоколад», хотя и создан специально для детей от 10 месяцев, в прямом смысле придётся по вкусу любому зрителю.

«Шоколад» привезли на пробу в зеленоградский «Ведогонь-театр» 13 июня. В зале собрались многие истинные ценители, уже знакомые не только с детским репертуаром зеленоградского театра, но и побывавшие на других спектаклях Устюговых –  «Первый снег» и «Вода». Дегустаторы подобрались из самых разных возрастных категорий, так что финальному вердикту публики можно доверять абсолютно.

Но Первый театр на то и Первый, что каждый раз должен заново завоёвывать доверие. К сладким шоколадным «хитростям» здесь прибегают сразу, как только зрители рассаживаются по местам – и тут же создают правильный настрой. Это не тот случай, когда интригу нужно оттягивать до кульминации или развязки, ведь разлитый в воздухе аромат шоколада дразнит маленьких экспертов. Ожидания не обманывают и стаканчики с лакомством раздают перед самым началом.

Уловка действует безотказно и подкупает сердца малышей. Однако цель у неё не только прикладная. Ведь взрослые порой забывают, что есть вещи, которые для ребёнка значат гораздо больше, чем слова. Поэтому в Первом театре слов почти нет, они, кажется, и не нужны вовсе. Или, по крайней мере, нужны не для объяснений, ведь и так понятно, что вкус во рту – это Шоколад. Слово же, произнесённое с придыханием, растягивается в пространстве и материализуется просто для того, чтобы его запомнили.

Дальше всё так и будет. Сначала чувство, и лишь потом слово – будь то «Огонь», «Вода», «Воздух» или «Земля». Стихии обретают объём, заполняя пространство на сцене, а иногда захватывая зал и проносясь прямо над головами зрителей. Каждая из них нарастает и расширяется, постепенно воплощая Вселенную. А у детей – подспудно, ненавязчиво формируя чувственную картину мира.

Языки пламени, водную гладь, воздушные потоки и земную поверхность в спектакле рисуют тёплым растопленным шоколадом. По утверждению авторов, они используют особый сорт – Чинтака, который готовят по рецептам древних майя. Южно-американские и африканские мотивы и ритмы разливаются и в музыке, которую исполняют на настоящих там-тамах, маракасах и прочих диковинных инструментах южных племён.

Изменения мелодики и ритма знаменуют смену стихий, о которых идёт речь. А дальше шоколадные «пространства» воды, воздуха или земли населяются привычными обитателями: над головами зрителей воспаряют то чайки, незамысловато вырезанные из белой ткани и закреплённые на длинных деревянных палках, то огромные глубоководные рыбы, способные целиком проглотить человека (что время от времени и проделывают).
Ну а дети живо откликаются на театральную условность и пытаются попасть в рыбью пасть.

Спектакли для малышей отличаются наивностью и откровенностью, под стать детскому взгляду на мир. Здесь редко стремятся поразить сложными и таинственными театральными эффектами – для маленького человечка это было бы чрезмерно агрессивно. А этот театр старается пробудить в ребёнке доверие. Потому и кажется очень простым, тихим, чтобы стать максимально понятным и близким. И предлагает не только попробовать театральную игру, но и самостоятельно её повторить. Это ведь и значит «научиться театру».

Поэтому и огонь, и воду, и даже воздух в спектакле можно потрогать, дорисовать к ним собственные узоры. Небольшие плоские слепки с большого рисунка артисты снимают при помощи разноцветных листов бумаги и кладут перед детьми, чтобы всем хватило пространства для творчества. А в финале бурную детскую энергию и вовсе отпускают в свободное плавание. Дети с азартом бросаются к стеклянным «мольбертам» и, окуная ладошки в шоколадную массу, дорисовывают недостающие черты и обитателей каждой стихии. Для ликвидации шоколадных последствий творчества на руках и одежде у организаторов заготовлены салфетки и полотенца, однако родителям стоит быть готовым к неожиданностям.

Различные ощущения от соприкосновения с окружающим миром – это и есть Первый театр. Юрий и Ольга Устюговы привлекают внимание к чувствам, через них помогая понять суть явления. Поэтому и «объясняют» здесь всё музыкой, танцами, несложными пластическими зарисовками и совсем простыми изобразительными средствами. А в случае с «Шоколадом», ещё и вкусом.

В Первом театре всё всегда на удивление точно. Способ показать разницу между стихиями находится безошибочно, хотя каждую из них воспроизводят из одного и того же материала. Разница на одинаковом сладком «фоне» чувствуется острее, выделяясь так же, как объёмные предметы на плоской поверхности. Со стеклянных полотен, расписанных шоколадом, стихии вырываются в пространство трёхмерное и заполняют его дуновениями ветра, огненными музыкальными ритмами, парящими чайками и глубоководными обитателями, пустынными жителями с их традициями и обрядами… Чувства и фантазию – ни свои, ни детей – здесь ограничивать точно не стоит. Только собственно шоколадом увлекаться всё же следует в меру.

 

 

Автор: Канафеева Виктория

Смотрите также