Тихо в прошлом сезоне прошла бэби-премьера в Театре кукол им. С.В. Образцова – «Малыш». Тихо для прессы и театральной общественности, но не для зрителей. Когда корреспондент Бэби Сцены направился проведать спектакль спустя несколько месяцев с первых показов, вместе с ним начала представления ожидали ещё человек 15 детей и столько же взрослых. Для маленького спектакля аншлаг! Дело, надо думать, не столько в доброй славе авторов «Малыша», сколько в специфике самого театра. Так уж сложилось, что первым спектаклем в жизни, задолго до появления современного бэби-театра, для многих поколений москвичей становились кукольные постановки легендарного Театра Образцова. Почему? Да потому что маленький человечек незнакомых людей боится довольно часто, а вот куклы – что-то давно понятное и привычное, по логике крохи, вряд ли опасное.
Театр Образцова, появившийся в Москве ещё в 1931 году, очень дорожит своими традициями и историей. В нём есть библиотека, где собран огромный литературный фонд о куклах, а также работает крупнейший в мире Музей театральных кукол. Не мудрено, что до последнего времени руководство придерживалось консервативных взглядов на формирование репертуара, где нижняя возрастная граница всегда была «3+». Но в прошлом сезоне театр всё же пошёл на риск и выпустил первую постановку для зрителей от 1,5 до 3 лет. На помощь позвали Юрия и Ольгу Устюговых из «Первого театра», до этого выпустивших для бэбиков пару самостоятельных проектов и «Театр на ладошке» в Московском театре кукол.
Спектакль теперь идёт на Третьей сцене, что по соседству с основным зданием, билеты разлетаются быстро. Хотя тех, кто уже бывал на Устюговых, «Малыш» вряд ли удивит. Начала ожидают в отдельной комнате. Там дети под красивую классическую музыку ползают по домику из бамбука, вертят в руках мешочки с мелкой крупой, развивающие мелкую моторику… Когда администраторы пригласят всех в зал, пройти нужно будет босиком по тропинке из деревянных срубов, тоже интересный тактильный опыт. Собственно, сам зал – маленькая круглая комната с мягким покрытием и цветной иллюминацией. Зрители усаживаются вокруг низкого стола, он, словно большая песочница, засыпан кусочками то ли дерева, то ли кокосового субстрата. Двое обаятельных молодых актёров, парень и девушка, будут постепенно населять этот «лес» фантастическими животными. Куклы, вопреки обыкновению, тут совсем не реалистические.
Подобие огромного страусиного яйца превращается то в пёструю корову на веревочных ножках, то в глазастого моллюска, а то и в странную птицу на длиннющих лапах и с зубастым клювом. Дети, впрочем, не пугаются (на нашем показе никто не заплакал, что в целом большая редкость), а активно включаются, удивляются существам, кормят их с рук опилками и подставляют макушки для игры.
В какой-то момент вместо сюрреалистических питомцев на сцене появляется Малыш – должен бы эволюционным путём, но на самом деле стихийно. Тряпичное тельце с ножками-деревяшками, такая же полая, как у его предшественников, голова-яйцо, вечно удивлённый взгляд и открытый рот, носик отсутствует. Но и здесь простодушная публика признаёт в кукле своего парня: следит за путешествием Малыша по зарослям, помогает стучать молоточками по стеблям бамбука, вместе с ним рисует картинки на песке. Заканчивается спектакль, как «Маленький принц» Экзюпери: фантастический Малыш улетает куда-то далеко-далеко, наверно, на свою волшебную планету. Малыши настоящие остаются на Земле, наедине со своим первым театральным опытом.