Бэби-балет: первый опыт

Где идут постановки для самых маленьких

2016-02-14 | 8

  • Бэби-балет: первый опыт
  • Бэби-балет: первый опыт
  • Бэби-балет: первый опыт
  • Бэби-балет: первый опыт
  • Бэби-балет: первый опыт
  • Бэби-балет: первый опыт
  • Бэби-балет: первый опыт
  • Бэби-балет: первый опыт
  • Бэби-балет: первый опыт
  • Бэби-балет: первый опыт
  • Бэби-балет: первый опыт
  • Бэби-балет: первый опыт
  • Бэби-балет: первый опыт

На западе невероятно популярен жанр детского contemporary dance. Россия же в этом плане консервативна и предлагает маленьким зрителям в основном проверенный веками продукт – классический балет, который не так давно проник и на территорию бэби-театра. Какой же тут выбор?

Можно вспомнить «Жизель» Устюговых на сцене Московского детского театра теней, но это, скорее, визуальный театр на музыку из балета Альберта Адана – танцуют только предметы, актёры им лишь помогают. Недавняя премьера «Дюймовочка» танцевальной компании «Балет Москва» на сцене Культурного центра ЗИЛ оказалась всё-таки не для самых маленьких, хотя анонсировалась для категории «0+». Да, декорации в спектакле заменяет мультфильм, экспонирующийся на задник, костюмы Сергея Илларионова неприлично красивы, но формат постановки не предполагает взаимодействия с ребенком до 4 лет.

Так что единственным спектаклем в жанре бэби-балета на сегодняшний день остаётся «Лебединое озеро. Kids Version» на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда. Его замысел и воплощение принадлежат режиссёру Татьяне Пряткиной-Вайнштейн, хореограф – Анастасия Кадрулёва. Появилась нетривиальная постановка в рамках лаборатории «Бэби Лаб». 

Несмотря на некоторую сумбурность либретто, вряд ли доступного для понимания малышами, постановка покоряет серьёзным отношением к каждой мелочи. Это касается и профессионального танца, и стильной сценографии Лили Жималетдиновой, и музыки – вариации на музыку П.И.Чайковского сочинил Юрий Рубин.

Сюжет «Лебединого озера» переписали, чтобы исключить все конфликтные моменты. Романтичный принц Зигфрид заменён милым юношей в свитере с лебедями. В один замечательный день он идёт кормить батоном птиц в парке, там встречает прекрасную Одетту и влюбляется.

Далее следует мало поддающаяся интерпретации часть в жанре сюрреализма. Огромные маски из картона пляшут под трансформировавшуюся музыку П.И.Чайковского – в ней действительно обнаруживаются в этот момент африканские мотивы. Главный герой ищет среди масок возлюбленную и не находит. Двойник Одетты – девушка в красном платье – очаровывает его, страстное увлечение оборачивается красочной игрой в корриду, которая заканчивается, судя по водорослям и проплывающим мимо зубастым рыбам, погружением на дно озера. 

И вот он и она (уже в белом) пляшут на дне водоёма. Это самая технически сложная и вдохновенная часть хореографической композиции: Софья Гайдукова в метре от малышей крутит фуэте и взлетает под потолок в поддержках. Сам танец маленьких лебедей исполняют силуэты бумажных кукол – эта часть выполнена в жанре театра теней. А в финале – пробуждение главного героя и возвращение возлюбленной.

Эксперимент любопытен не только детям, но и взрослым – где вы ещё увидите профессиональных танцовщиков балета на камерной сцене? Правда, те, кто смотрел классическую версию балета, на идиллическую мизансцену в финале посмотрят с иронией. Но зато детская психика от такой интерпретации точно не пострадает.

Автор: Солдатова Александра

Смотрите также